Мы посмотрели, кто именно получил депутатские портфели в четырёх регионах — Иркутской области, Бурятии, Забайкалье и Тыве. Только в последней депутаты-ветераны получили шесть мест. Это второй показатель по России. Однако даже там случился скандал, который подчеркнул, что во власть пускают только своих, а главным фильтром остаётся «Единая Россия» — избраться от других партий практически невозможно.
«Написал рапорт о приостановке контракта»
Единоросс Денис Ягодзинский уже был депутатом Думы Ангарска, когда осенью 2022 года ему вручили повестку. Служил Ягодзинский пулемётчиком на сватовском направлении. Через полгода он вернулся домой в отпуск и встретился с губернатором Кобзевым. Уже шла подготовка к осенним выборам в региональное Заксобрание — Ягодзинскому предложили баллотироваться от «Единой России».
Но возникла проблема: как вести кампанию из окопа? Ведь приказа о демобилизации не было и мобилизованных отпускают в лучшем случае, в короткие отпуска. Ягодзинский решил эту проблему просто: «Заключил контракт с ракетным полком Ангарска, вернулся с СВО, принял участие в выборах и победил».
Ягодзинскому, чтобы вернуться с фронта, потребовалось даже не победить на выборах, а только заявить о желании участвовать в них. Остаётся вопрос: а любой другой мобилизованный может подать заявление в избирком и хотя бы несколько месяцев предвыборной кампании провести дома?
Когда Ягодзинский выиграл выборы, то и вовсе покончил с военной службой. Это тоже оказалось не трудно: «Написал рапорт о приостановке военного контракта в связи с выполнением государственных обязанностей. Благодарен, что однополчане и земляки меня поняли и поддержали». Сейчас депутат постоянно находится в Приангарье и лично участвует в сессиях Заксобрания.
Ещё один депутат-ветеран, так и не вернувшийся на фронт — владелец иркутской строительной фирмы Николай Домашевский. До войны он пробовал самостоятельно выдвигаться в Думу Иркутска, но безуспешно. Осенью 2022 года его мобилизовали. На фронте он пробыл 4,5 месяца, затем вернулся домой на лечение. Летом 2023 года Домашевский всё ещё был в Иркутске, но журналистам говорил, что планирует вернуться на фронт. Вместо этого, в апреле 2024 года он вступил в «Единую Россию», а через полгода стал депутатом Думы Иркутского района. Сейчас Домашевский находится в Иркутске и регулярно посещает депутатские сессии. Как именно ему удалось оформить уход с фронта — неизвестно.
Всего на осенних муниципальных выборах «Единая Россия» выставила по области 18 военных — 14 из них выиграли выборы. В региональном же Заксобрании победивший ветеран один — собственно, Ягодзинский, как и в Народном Хурале Бурятии — Вячеслав Дондоков.
До войны Вячеслав Дондоков был главврачом Больницы скорой помощи в Улан-Удэ. Осенью 2022 года он добровольно отправился на фронт, руководил там полевым госпиталем. Летом 2023 года Дондоков вернулся в Бурятию и занялся политикой: «Не скрою, мне поступило предложение от партии „Единая Россия“ принять участие в проекте „Время надёжных“. Долго не раздумывал над предложением — согласился». В сентябре 2023 года Дондокова избрали депутатом Народного Хурала Бурятии. После этого он уже постоянно находился в Бурятии, про фронт сказал так: «Если возникнет необходимость, то буду ездить, организовывать гуманитарные грузы».
«Мы приговорены этой страной. Этой стране не нужны учителя»
До войны Павел Безнадежных работал учителем технологии в иркутской гимназии № 3. Осенью 2022 года его мобилизовали. С фронта он публиковал в соцсетях антивоенные посты и комментарии, например: «Все они хотели жить и не планировали умирать на этой грёбаной Украине. Две трети нас уже вернулись оттуда. В цинках, в мешках либо калеками. Но и калек отправляют обратно. Потому что не все карманы ещё забиты баблом, потому что мы всё ещё терпим, а тех, кто поднимает голову, по этой голове и лупят да туда же отправляют. Вам просто не говорят правды, не нужна она вам».
Весной 2024 года Безнадежных находился дома на лечении после ранения. 18 мая он должен был вернуться на фронт, но за несколько дней до этого погиб ещё один его сослуживец. Безденежных написал: «Мы приговорены этой страной. Этой стране не нужны люди труда, не нужны учителя». В итоге 18 мая 2024 года Безнадежных так и не вернулся на фронт. Зато 13 июля он рассказал в соцсетях, что идёт на выборы в Думу Иркутска от «Единой России».
«Единая Россия» выдвинула его в обход праймериз, так как победителя праймериз тогда задержали по делу о контрабанде. С того момента Безнадежных не публиковал антивоенных постов, зато запостил фото с Дмитрием Медведевым, а после победы на выборах вовсе скрыл со своей страницы все прежние публикации. На посту депутата ветеран выступил с единственной заметной инициативой — перевезти ветхие деревянные дома-памятники из Иркутска в Тальцы, в музей архитектуры и этнографии под открытым небом, а на их месте построить современные здания. Сейчас бывший военный постоянно находится в Иркутске. Какое у этого формальное обоснование — неизвестно.
«Сейчас я выполнил условия договора и нахожусь, так скажем, в рабочем отпуске»
Единоросс Александр Панько был депутатом Думы Иркутска ещё с 2007 года. В 2018 году Следственный комитет обвинил его в причастности к двойному убийству. В 1997 году Панько помог перезахоронить тела двух убитых членов «Ключевской банды». В состав банды входили экс-депутаты Читинских областной и городской дум. Во время следствия Панько признал вину и помог отыскать место, в которое перезахоронил тела. В итоге дело закрыли за истечением сроков давности ещё на стадии следствия, так как с момента тех событий прошло уже больше 15 лет. И хотя во время следствия Панько находился в СИЗО, депутатский статус он не потерял: председатель Думы Евгений Стекачёв тогда заявил, что для этого нет оснований, пока отсутствует решение суда.
Осенью 2022 года депутат заключил контракт с ЧВК «Вагнер», где уже служил его младший брат. Сперва Александр панько, по его словам, служил на передовой и занимался зачисткой объектов в составе штурмового отряда. Затем командование перевело его в разведку. Сколько дней провёл Александр Панько на фронте, неизвестно, но судя по публикациям в СМИ, контракт он заключил во время мобилизации осенью 2022 года, затем два месяца проходил подготовку в Иркутске, а 22 декабря 2022 года уже вернулся в Иркутск и сказал журналистам, что «выполнил условия договора». Упоминаний о том, уезжал ли он на фронт снова, мы не нашли.
Летом 2024 года Александр Панько вновь пошёл на выборы в городскую думу и стал депутатом в пятый раз. Сейчас он постоянно живет в Иркутске, иногда проводит «военно-патриотические» занятия со школьниками.
Младший брат Александра Алексей Панько тоже был депутатом ещё до войны. В апреле 2022 года вместе со своим коллегой по Думе Иркутского района Вячеславом Новокрещеновым он подписал контракт с ЧВК «Вагнер». На фронте, по словам Панько, он продолжал выполнять депутатские обязанности, но как ему это удавалось, не уточнил. В сентябре 2024 года Алексей Панько в четвёртый раз стал депутатом Думы Иркутского района, заняв к тому же пост председателя. Депутат теперь постоянно находится в Иркутской области.
«Я один ветеран СВО, но я думаю, что мы вольём свежий воздух в политическую систему города и края»
В сентябре 2023 года прошли выборы в Заксобрание Забайкальского края. «Единая Россия» на них улучшила свой показатель и забрала 42 места из 50 вместо 36 в прошлом созыве. Однако ветеран войны в новом составе оказался только один — бывший глава Читы Александр Сапожников.
В ноябре 2022 года Сапожников подал в отставку с поста мэра и отправился добровольцем на войну. На тот момент у него уже был опыт службы на Северном Кавказе. «Как десантник с боевым опытом, как гражданин я не могу оставаться в стороне от судьбоносного сражения нашей родины за право на будущее, которое мы получили от наших предков. Мой долг и моё призвание вновь встать на защиту нашей страны», — сказал он тогда. Однако по версии издания «Вёрстка», Сапожников ушёл на фронт из-за того, ему грозило уголовное преследование по статье о превышении должностных полномочий.
При Сапожникове мэрия Читы выделила 117 миллионов на строительство пристройки к одному из городских детских садов, однако когда здание построили с нарушениями: всего в 40 метрах от него находилась автозаправка, а закон запрещает такое близкое соседство. «Когда скандал поднялся, Сапог начал вопить, что заправку надо убирать, но те тоже не пальцем деланы, привлекли прокуратуру, пока проверка шла, он свалил», — цитирует «Вёрстка» неназванный источник в правительстве Забайкальского края. В конечном счёте дело против Сапожникова так и не возбудили.
На фронте бывший мэр провёл полгода, а когда вернулся домой в апреле 2023 года, получил справку от медкомиссии, которая признала его негодным к службе. После этого Сапожников пошёл на выборы в Заксобрание Забайкальского края кандидатом от «Единой России». После победы стал заместителем председателя Заксобрания.
Другой кандидат-ветеран от ЕР на тех выборах, Игорь Брик, шёл по одномандатному округу, но проиграл. До войны подполковник Брик преподавал в школе ОБЖ и возглавлял Боевое братство Забайкальского края. В мае 2022 года он подписал контракт добровольца — к тому времени у него тоже был опыт войны на Северном Кавказе. В Украине он находился до августа 2022 года. Вернувшись в Читу, снова преподавал в школе ОБЖ. Через год после поражения на выборах в Заксобрание, в сентябре 2024 года он стал депутатом Думы Читы от «Единой России». «Я один ветеран СВО, но я думаю, что мы вольём свежий воздух в политическую систему города и края», — заявил он.
«Просто не допустив до выборов»
Не все участники войны идут на выборы от «Единой России». Например, на выборах в Думу Забайкальского района Забайкальского края в сентябре 2024 года ветераны Сергей Филиппов и Булат Аюшеев выдвинулись от «Справедливой России». Но их сняли с выборов по иску кандидатов от «Единой России» и ЛДПР. Филиппов и Аюшеев пытались оспорить это в суде и даже записали видеообращение к Путину: «Мы находимся в Забайкальском районе. Хотели здесь поработать, но нам не дали такой возможности, просто не допустив до выборов. Мы свой долг отдали отчизне полностью и до конца, но региональные чиновники, которым было рекомендовано относиться к кандидатам-участникам СВО с приоритетом, нас просто сняли». Видео они записали на фоне предвыборного баннера местного губернатора с надписью: «За наших героев». Аюшеев пожаловался, что уже полгода не может получить удостоверение участника боевых действий. В итоге ветераны так и не смогли восстановиться в статусе кандидатов.
Намсарай Намсараев работал журналистом на муниципальном канале Улан-Удэ в Бурятии, специализировался на ДТП и убийствах, вёл программу «Горячая линия». В 2018 году его избрали депутатом Народного Хурала. Победил он тогда как самовыдвиженец. «Проскочил на своей телевизионной популярности и усталости жителей от едра», — говорил он.
В начале войны Намсараев снял сюжет о том, как немецкие журналисты снимают в Бурятии якобы на деньги из фонда Сороса репортажи, дискредитирующие российских военных и их семьи. Фактически Намсараев сорвал интервью журналиста с родственником одного из солдат, ворвавшись в интервью и засыпая их обоих провокационными вопросами. Следом вышел сюжет Намсараева из отдела улан-удэнской полиции, куда доставили журналистов канала «France 24». Их он тоже обвинил в сборе среди родственников российских военных дискредитирующей информации. Правда, в обоих случаях Намсараев так и не смог объяснить своим зрителям, что именно «дискредитирующего» было в материалах иностранных журналистов.
Когда началась мобилизация, он пошёл на фронт добровольцем, сохранив при этом депутатский статус. В июле 2023 года он получил ранение и вернулся домой на лечение. На выборах в Хурал в сентябре того же года он не участвовал, так как, по его словам, чтобы снова идти самовыдвиженцем и собирать подписи, пришлось бы на несколько месяцев оставить службу.
— Вам не предлагали вступить в какую-то партию, чтобы гарантированно избраться? — спросили у Намсараева «Люди Байкала».
— Что-то не было предложений.
— Вы чувствуете, что ваши действия, то, что вы ушли на войну добровольцем, не оценили?
— Ну, есть маленько такое, но ничего страшного…
Весной 2023 года Намсараев ездил в командировку на Дальний Восток. Депутатка Народного Хурала от «Справедливой России» Оксана Бухольцева рассказывала тогда: «Намсарай принимает должность и не только. К радости семьи, ещё и домой заедет». Однако с тех пор никаких подробностей о том, что это за должность, и занял ли её в итоге Намсараев, так и не появилось. Зато в декабре 2024 года появилась новость о том, что экс-депутат вновь приехал домой на лечение, а на фото он был с тросточкой. Так что по всей вероятности бывший депутат продолжает находиться в зоне военных действий. Оксана Бухольцева тоже ездила в Донецк — преподавала в местном лицее физику, однако, как и Намсараев, не смогла переизбраться, проиграв выборы в Народный Хурал единороссу.
Подводя итог, можно сказать, что настоящих военных «из народа» среди депутатов оказалось крайне мало. В Прибайкалье к таким с полной уверенностью можно отнести лишь Павла Безнадежных. Остальные же среди тех, кому реально удалось избраться — это по большей части сами же бывшие депутаты «Единой России», которые решили вписать в свой послужной список графу «участие в боевых действиях».
Для таких VIP-солдат даже существует специальное «элитное» подразделение аэроразведки «ГРОМ „Каскад“», принимающее к себе чиновников и депутатов из разных регионов. Служба в «Каскаде» — это с одной стороны формальный статус участника боевых действий и галочка для портфолио, а с другой — безопасная и комфортная служба вдали от фронта. Аэроразведчики удалённо управляют дронами, сидя перед мониторами в защищённых укрытиях, при этом некоторые из них даже имеют даже личную охрану.
Осенью 2024 года служить туда отправился самый молодой депутат Заксобрания Иркутской области и одновременно глава местной «Молодой Гвардии» Даниил Литвинов. Литвинов продолжает оставаться депутатом, будучи одновременно и военнослужащим. Как ему удаётся это совмещать – вопрос открытый. Там же служил бывший до 2020 года спикером иркутского Заксобрания Сергей Сокол. Он подписал с «Каскадом» контракт добровольца во время мобилизации осени 2022 года, а спустя год принял участие в выборах главы Хакасии, однако снял свою кандидатуру из-за болезни. С тех пор Сергей Сокол постоянно находится в Абакане и в войне не участвует. В данный момент он является спикером Верховного Совета Хакасии.
«Предостеречь от ошибки некоторых молодых лиц в пиджаках, которые звонят бойцам СВО, угрожая выдать им волчий билет»
В сентябре 2024 года в Тыве прошли выборы в Верховный Хурал. До этого «Единая Россия» контролировала в нём 30 из 32 мандатов, но по итогам выборов два мандата она потеряла. Не в последнюю очередь это случилось из-за того, что внутри партии произошёл внутриэлитный конфликт — между нынешним и прошлым главой республики. Бывший глава региона Кара-оол пытался восстановить влияние, а новый глава Владислав Ховалыг — укрепить свое через обновление состава Хурала. В итоге конфликт вылился в публичную плоскость.
Отстранённый на прошлых выборах главы Тывы группа сторонников Шолбана Кара-оола попытался взять реванш, выдвинув на партийных праймериз против действующих депутатов-единороссов своих ветеранов войны в Украине. Явка на этих праймериз была невероятно высокой — в них поучаствовала половина всех тывинских избирателей. В какой то момент Шолбан Кара-оол публично заявил о давлении на кандидатов-ветеранов: «Я бы хотел предостеречь от ошибки некоторых молодых лиц в пиджаках, которые звонят бойцам СВО, угрожая выдать им волчий билет, если они не снимут свои имена с праймериз „Единой России“».
«Единая Россия» выдвинула на выборы в Тыве семь ветеранов, шестеро из них победили, но один, Буян Куулар, от мандата отказался, продолжив военную службу. Куулар служит младшим сержантом и является четвёртым в истории тувинцем, получившим звание героя России. Его мандат тут же перешёл следующему кандидату-единороссу.
По мнению главы коммуникационного агентства Sibmedia Agency Василия Дамова, основной итог праймериз в Туве заключается не в том, сколько участников СВО смогло победить, а в том, «что именно благодаря им на уровне руководства партии в регионе заговорили о возможной проблеме „задвигания“ тех самых ветеранов, которые, как предполагается, должны сейчас стать новой политической элитой, и тема эта сейчас точно будет жить дальше уже самостоятельно».
Подводя итог, можно сказать, что «Единая Россия» пытается усидеть на двух стульях: с одной стороны формально выполнить поручение Путина об увеличении среди депутатов всех уровней ветеранов, а с другой — не допустить во власть людей не из системы, от которых не понятно чего ждать и сохранив все руководящие посты за «своими».
Каких-то принципиальных отличий в работе депутатов-ветеранов от их гражданских коллег нет — они ровно так же поддерживают все инициативы сверху и не высказывают сколько-то ярких мнений. Но они получили свою «специализацию» — именно им местные думы поручают сбор и отправку на фронт гуманитарной и военной помощи, а также проведение разных «военно-патриотических» акций среди граждан.